Правила и роли
Когда дети начнут вместе работать за компьютером, вы вскоре обратите внимание, что они то сменяют друг друга в произвольном порядке, то делят между собой роли в соответствии с индивидуальными навыками и интересами. Иными словами, им может и не понадобиться ваша направляющая помощь, если сама программа подталкивает их к этому, и они получают удовольствие от подобного сотрудничества. Однако, бывают случаи, когда без взрослых нельзя научить детей (особенно братьев и сестер) объединяться для совместной работы.
Один прием особенно хорош для детей, имеющих приблизительно одинаковый уровень развития навыков: им надо посоветовать распределить между собой определенные роли, а затем периодически обмениваться ими, так чтобы каждый имел шанс «сыграть» любую из них. Если играют всего двое, то один участник, например, может играть роль пилота, которому поручено работать с клавиатурой или манипулировать мышью или джойстиком; другой же может быть штурманом, который дает словесные указания, громко читает все, что появляется на экране, и которому принадлежит решающее слово в случае возникновения разногласий. Если игроков больше, то можно ввести дополнительные роли — например, администратора (который находит в документации правила игры, краткие советы и подсказки), историка (который фиксирует в блокноте все действия, предпринятые группой) и менеджера-распорядителя (ответственного за распределение ролей и определяющего, когда ими следует поменяться). (В российских условиях к этому списку нужно добавить и роль переводчика, поскольку подавляющее большинство программ общается с пользователем на английском языке. Кстати, это «неудобство» можно попытаться обратить в выгоду, используя интерес ребенка к компьютерным играм для стимулирования изучения английского языка. — Прим. ред.)
Разумеется, вы должны быть готовы пойти на уступки в игре с ролями, т.к. дети могут захотеть несколько изменить их или ввести новые. Если уровни подготовки игроков сильно различаются, целесообразно установить несменяемые роли, учитывающие индивидуальные способности каждого ребенка. Например, мальчику, не умеющему читать, никогда нельзя поручать роль, требующую чтения сообщений на мониторе; в то же время он вполне может выполнять функции диспетчера, принимая решения об очередных действиях группы. И тогда даже самые маленькие дети смогут участвовать в играх, которые в противном случае были бы слишком трудными для них. Вы, однако, должны постоянно контролировать игру и следить, чтобы никто из детей не был обижен или не переутомился.
И еще нелишне вместе с детьми подготовить список наставлений и повесить его рядом с компьютером — таких как «Не ешь рядом с компьютером» и «Храни дискеты в конвертах»; список может включать в себя правила, относящиеся к коллективной игре.
Например:
Никто не прикасается к клавиатуре (мыши, джойстику), кроме пилота.
Не смейся над другими игроками.
Через каждые 20 минут меняйтесь ролями и т.д. (Можно сочинить и веселые указания в стихах, как поступают российские программисты. — Прим. перев).
Комментарии к статье.
Оставьте свой комментарий.