Игры, забвы и обучение
В те давние времена, когда началось массовое проникновение микрокомпьютеров в школы и дома, многие предприимчивые специалисты бросились разрабатывать «обучающие» программы для детей и взрослых, Но из-за технических ограничений того периода и узкого понимания многими разработчиками термина «обучение» большинство созданных ими программ оказалось нежизнеспособными.
Часть программ, рекламируемых как учебные пособия, представляли собой обычный текст, следующий страница за страницей и разбавленный вопросами и вариантами ответов на них. Другие были построены по принципу проб и ошибок, заставляя учащихся отвечать на вопросы и выдавая реакцию на их ответы в форме краткого сообщения («Нет, попытайся еще раз» или «Молодец, правильно!»). После того, как учащийся правильно выполнял несколько заданий, такие программы обычно слегка вознаграждали его (музыкой, миганием экрана, оживлением изображений на экране И.Т.Д.).
С тех пор программные средства шагнули далеко вперед, но многие разработчики и потенциальные покупатели все равно придерживаются устаревших взглядов на то, какие программы являются обучающими, а какие — нет. Мы часто попадаем в ловушку, полагая, что если программа не способна выполнить «серьезное» задание, то детям не следует обучаться на ней. А иногда мы смотрим программу, которая преподносит прописные истины и просто натаскивает детей в определенной области знаний, и ахаем: «Да, вот это действительно обучающая программа!».
Существуют, по крайней мере, две проблемы, связанные с таким взглядом на программные средства. Первая заключается в том, что можно легко упустить из виду другие аспекты обучения, когда все внимание сосредоточено лишь на правильных и неправильных ответах и фактах, которые требуется запоминать. Хотя эта сторона обучения и не лишена определенного смысла, однако гораздо важнее помочь ребенку думать и творить — т.е. делать то, чего нельзя добиться путем зубрежки. Качественные образовательные программы, выпущенные на рынок, не имеют явно выраженного «инструктирующего» характера. Так, ряд программ обучения письму подталкивает детей к сочинению рассказов, писем и поздравлений друзьям, родственникам и учителям, тем самым не только побуждая совершенствовать навыки грамотности и правописания, но и развивая воображение и вкус.
Вторая проблема заключается в том, что учебные пособия, подготовленные в старом стиле, обычно недостаточно занимательны. Раньше дети еще могли мириться с такими программами, поскольку сам компьютер был для них новинкой и вызывал интерес. Сегодня компьютер привычен ребенку, как пылесос маме, и дети вправе ожидать от программ чего-то большего. Разумеется, не все программные средства должны быть столь же занимательными, как хорошая игра или компьютерная мультипликация; не менее увлекают детей удобные издательские программы и справочные средства, существенно помогающие в школьных занятиях. Но если ваш ребенок находит программу «скучной», он никогда не захочет ею пользоваться.
Комментарии к статье.
Оставьте свой комментарий.