Чему еще учат игры
Всякий раз, когда вы встречаете программу, построенную в расчете именно на внешнюю мотивацию, полезно взглянуть насколько увлекательна она будет для вашего ребенка. В определенном смысле существуют два типа обучения — первичное, ориентированное на содержание предмета, для овладения которым предназначена игра, и вторичное (побочное) связанное с чисто игровыми элементами, введенными с целью поощрения игрока.
В играх так называемого аркадного типа (встречи с неожиданными опасностями, погони, стрельба, схватки с врагами и т.д.) вторичное обучение обычно заключается в развитии быстроты реакции, точности прицеливания и т.д. Возможно, вы сочтете, что для вашего ребенка важны именно эти навыки — ведь если у него существуют определенные проблемы с координацией движений, то аркадная игра, доставляющая ему удовольствие, обязательно улучшит его двигательные способности. Или, возможно, вы почувствуете, что вашему ребенку-непоседе нужно «выпустить немного пара» в такой игре, чтобы затем он был способен сосредоточиться на других задачах. С другой стороны, вы можете удерживать своего ребенка от таких игр, если сочтете, что в них чересчур много насилия, или убедитесь, что они лишь укрепляют навыки, которые он и без того совершенствует ежедневно, или если ребенок питает отвращение к таким играм.
В играх образовательной ориентации встречаются также и другие виды вторичного обучения. Если принять во внимание, как много времени в игре уходит на факторы внешней мотивации, то вам может показаться, что некоторые из этих игр не заслуживают той энергии, которую затрачивает на них ребенок. Однако не огорчайтесь сразу: игра может подспудно развивать другие навыки, необходимые вашему ребенку. Возможно, его любимая игра включает в себя элементы стратегии, решения логических задач и дедуктивного мышления -?, т.е. развивает навыки умственной деятельности, полезные во многих жизненных ситуациях. А может быть, она включает в себя лабиринт или загадочную картинку, которые заставляют ребенка сконцентрировать внимание на ориентации в пространстве без жесткого лимита времени, характерного для аркадных игр. Даже если ни один из этих побочных навыков не связан непосредственно с основной целью, ради которой была разработана программа, они часто могут быть ценны сами по себе.
Действительно, нельзя сбрасывать со счетов игры, ориентированные всецело на развитие побочных навыков. Игры, о которых шла речь в этой главе и которые были разрекламированы разработчиками как «обучающие», поддерживают конкретные разделы школьного учебного плана. Но существуют и другие великолепные программы, не претендующие на роль обучающих, хотя навыки и способности, которые они развивают — решение задач, логическое мышление, пространственное воображение и т.д., — имеют косвенное отношение к деятельности ребенка в школе и вне ее. Именно поэтому мы обращаем внимание на «развлекательные» программы и хотели бы успокоить родителей, чьи дети уделяют им слишком много времени: ваш ребенок от таких программ может получить гораздо больше пользы, чем вам кажется.
Если ваш ребенок уделяет много времени конкретной программе, если эта программа нацелена как на содержательную сторону предмета, так и на развитие навыков, которые, по вашему мнению, важны для него, и если она стимулирует мыслительную и творческую активность — можете быть уверены, что это и есть эффективное обучение.
Комментарии к статье.
Оставьте свой комментарий.